Предложение и спрос на малоэтажное жилье в Подмосковье снизились за пять лет в два раза
В Департаменте загородной недвижимости
В настоящий момент квартиры в малоэтажных домах занимают 12% предложения на первичной «загородке» Подмосковья, что равно 5,8 тыс. объектов. Пять лет назад на «малоэтажку» приходилось 16% экспозиции, или 11,5 тыс. лотов. Таким образом, в абсолютном выражении число квартир в МЖД снизилось почти в два раза.
«В Подмосковье остается все меньше участков, подходящих для строительства МЖД, — говорит руководитель Аналитического центра
Подавляющее большинство малоэтажных проектов — 71% — относятся сегодня к экономклассу, это на 10 п.п. больше, чем пять лет назад. 12% МЖД принадлежат сегменту «комфорт» (-9 п.п. по сравнению с
При этом средняя цена формата за пять лет снизилась на 20%, с 6,1 млн руб. до 4,9 млн руб. за квартиру. Лоты экономкласса сейчас предлагаются в среднем за 3,7 млн руб., стоимость объекта в сегменте «комфорт» составляет 4,8 млн руб., в
Доля МЖД в продажах изменилась с 2015 года незначительно — с 16% до 15%, однако если посмотреть абсолютные цифры, то оказывается, что количество реализованных за прошлый год объектов вдвое уступает результатам пятилетней давности: 2 208 лотов против 4 524. Такая динамика вполне коррелирует с уменьшением предложения малоэтажного жилья. На 40% снизились и темпы реализации МЖД: если в
«Малоэтажное жилье остается нишевым форматом на „загородке“, — объясняет Дмитрий Таганов. — У него своя специфика: например, в домах отсутствуют лифты и мусоропроводы, что может представлять неудобство для некоторых групп покупателей. В плане инфраструктурного оснащения МЖД тоже уступают многоэтажным жилым комплексам. Чаще всего такой вариант выбирают люди, которые хотят жить за городом, но у них не хватает средств на коттедж или таунхаус. Довольно распространен и так называемый локальный спрос, когда из обычных квартир в „малоэтажку“ переезжают жители ближайших городов».
Почти все МЖД реализуются по ДДУ, и в прошлом году многие застройщики столкнулись с проблемой перехода на
«Ситуация действительно непростая, — резюмирует Дмитрий Таганов. — С одной стороны, конкурентом МЖД являются классические загородные форматы, с другой — квартиры в обычных домах. Закономерное повышение цен может оказаться рискованным шагом для девелоперов в этом сегменте. Я не исключаю вариант, что через несколько лет „малоэтажка“ может практически исчезнуть с загородного рынка, как и формат таунхаусов, тоже попавший под реформу долевого строительства».
Поделиться