Коливинг в России – утопическая бизнес-идея: 90% подобных проектов могут быть перепрофилированы в МФК или апарт-отели
Диапазон мнений относительно развития в нашей стране формата коливинга довольно широк — некоторые называют его моделью жизни будущего, а
Коливинги — апартаменты в арендных домах, где у каждого жильца есть своя комната, а общее пространство единое, с бытовыми помещениями, а также с большим количеством зон для досуга, спорта, работы. Предполагается, что жильцов объединяет общность интересов, взглядов на жизнь, занятий. Сегодня многие говорят о перспективности новой модели жизни с обязательным условием регулярного неформального общения. Своим мнением относительно возможности развития данного формата делятся специалисты
Руководитель Аналитического центра
— Пока для отечественных девелоперов коливинг — понятие довольно размытое, и его рентабельность находится под большим вопросом, прежде всего, в части поиска целевой аудитории. В нашей стране совместное проживание — как правило, вынужденная мера для иногородних или иностранцев, словом, для тех, у кого нет собственного жилья и не хватает бюджета на аренду отдельной квартиры. Таким образом, данный формат является альтернативой общежитию или хостелу, он может быть востребован одинокими молодыми трудоустроенными людьми.
Однако коливинги позиционируются как комфортабельные апартаменты, которые в столице априори не могут быть низкобюджетными ни для застройщиков, ни для покупателей или арендаторов. В столице нет апартаментов категории «стандарт», на лоты
У нас уже есть примеры объединений «по интересам» в сегменте загородного жилья — поселения, ориентированные на определенную целевую аудиторию. Были поселки для художников, для
Инвестиции в строительство объектов формата «коливинг» можно сравнить с вложением в возведение малогабаритных апартаментов «под ключ» и с меблировкой, а с учетом обустройства общественных зон затраты сопоставимы со стоимостью строительства гостиниц. При этом нет ясности относительно механизма получения прибыли от данного предприятия.
По законам рынка развитие того или иного формата возможно при условии его рентабельности и перспективы стать массовым. У коливинга я не наблюдаю потенциала для популярности. И даже наличие коворкингов (коллективных офисов, где в общем пространстве могут одновременно работать люди с разной занятостью) как довод в пользу комфорта данного способа проживания меня не убеждает. При отдельных коворкингах, коих все больше, строят и хостелы. Так что коливинг как формат можно считать избыточным. Коммуналки или общежития для бизнесменов и
В моем понимании отечественные коливинги суть доходные дома, только высокобюджетные и с гораздо более узкой целевой аудиторией. В перспективе 90% подобных проектов, скорее всего, будут перепрофилированы в гостиницы,
Оксана Полякова, заместитель директора Департамента аренды квартир
— Опыт многократных и безуспешных попыток реализации проектов доходных домов показывает — неизбежно возникнет проблема востребованности жилых площадей с ценой более высокой, чем в среднем по рынку. Стоимость найма комнаты в коливинге в размере 50 тыс. рублей сопоставима с арендной ставкой качественной полноценной «однушки» или даже «двушки». На мой взгляд, чтобы рассматриваемый формат стал популярным, цена найма объекта в нем должна быть как минимум на 20–25% ниже, чем при аренде обычной квартиры.
Концепция совместной жизни единомышленников не нова: например, в России в 20–30 годах прошлого века была попытка ее реализовать — строились экспериментальные
Идея коливинга в принципе выглядит немного наивной — как импульсивный юношеский порыв быть с друзьями неразлучными. Но он довольно быстро должен пройти. Понимаю, что коливинг — отчасти «спасательный круг» для одиноких «цифровых людей», которые решили больше общаться в реальном пространстве, но в этом есть некая искусственность. Можно быть единомышленниками, но не обязательно при этом совместно варить суп и бок о бок стирать одежду — конечно, если это не вынужденная мера.
Сейчас сложно рассуждать о коммерческой перспективности таких проектов, ведь в данный момент у аудитории много вопросов и мало конкретных ответов. Выгодность предприятия неочевидна — ни для застройщиков, ни для инвесторов, ни для арендаторов.
Поделиться