25.04.2019
1333
2.2 мин

Поделиться

Уменьшение площадей жилья, субсидированная ипотека и отток покупателей в Подмосковье: что в скором времени может ожидать столичный рынок новостроек

В Департаменте новостроек ИНКОМ-Недвижимость исследовали состояние рынка первичного жилья старой Москвы, а также спрогнозировали несколько направлений его развития. Так, в массовых ценовых сегментах покупатели предпочитают квартиры метражом 38–55 кв. м в проектах комфорт-класса и все более позитивно относятся к новостройкам, возведенным на месте бывших промзон. В свою очередь, двухуровневые квартиры и жилье с террасами превращаются в «раритеты» масс-маркета.

Роль маркетинга в строительном бизнесе растет — вместе со сметами новых проектов. При этом грядущие изменения в отрасли несут собой потенциальные риски для застройщиков и могут обрушить спрос, однако девелоперы возлагают надежды на развитие льготной ипотеки и допускают сокращение площадей жилья. Иначе недалек тот день, когда покупатели начнут отдавать предпочтение квартирам в ближайшем Подмосковье, которые в среднем на 25% дешевле столичных: развитие инфраструктуры и улучшение транспортной доступности — в частности, скорое открытие Московских центральных диаметров — этому весьма способствуют.

Сегодня на массовом рынке новостроек старой Москвы повышенным спросом пользуются проекты комфорт-класса: на них приходится порядка 60% совершаемых покупок. Особенно востребованы однокомнатные и двухкомнатные квартиры площадью 38 и 55 кв. м соответственно. Локация тоже играет большую роль — причем иногда в неожиданном ключе.

«В последние годы многие проекты комплексной застройки появлялись на месте бывших промзон, — рассказывает заместитель директора Департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость Валерий Кочетков. — Изначально у покупателей существовали предубеждения относительно такого жилья, однако девелоперы смогли переломить ситуацию. Активные продажи в подобных проектах свидетельствуют, что общественное мнение поменялось и все больше людей привлекает идея „города в городе“, подразумевающая компактную развитую инфраструктуру внутри ЖК».

В сегменте масс-маркета уже появились свои «раритеты»: в частности, все реже встречаются двухуровневые квартиры или жилье с террасой. «Стоимость этих объектов начинается от 8 млн руб., а фактическая жилая площадь довольно скромная, — комментирует Валерий Кочетков. — Например, в общем метраже двухуровневого жилья пропадает площадь лестничных проемов, а в квартире с террасой сама терраса часто оказывается невостребованной из-за климата нашего региона».

Чтобы оставаться конкурентоспособными в новых рыночных условиях, предполагающих сокращение предложения и рост стоимости жилья, девелоперам придется повышать качество своих проектов: например, находить необычные архитектурные и дизайнерские решения, обустраивать в ЖК обширную внутреннюю инфраструктуру и т. д. Однако существует риск, что эти позитивные изменения приведут к дефициту бюджетного предложения. Чтобы процесс удорожания жилья не повлек за собой резкое падение спроса, застройщики могут пойти по пути сокращения метражей квартир: им эта стратегия хорошо известна.

«После непростых 2008 и 2015 гг. строительная отрасль уже проходила цикл уменьшения площадей жилья, — говорит Валерий Кочетков. — Однако сейчас рынок насытился студиями по 25 кв. м и „евродвушками“ по 45 кв. м: за последние годы такие объекты в большом объеме перешли на „вторичку“, а значит, они будут составлять конкуренцию проектам на „первичке“, в которых девелоперы решатся на подобную квартирографию».

Для участников рынка более предпочтителен, в частности, вариант с развитием инициированной властями ипотечной программы с субсидируемой ставкой: льготные условия, распространяемые на семьи с двумя и более детьми, могут поднять показатели продаж на 10%, а при включении в программу других категорий населения доля сделок с использованием ипотеки способна достигнуть 85% от общего объема продаж.

Есть мнение, что, поскольку банковский процент по кредиту для девелоперов будет уменьшаться с учетом доли реализованного жилья, застройщики станут вести агрессивные продажи на старте реализации ЖК. В таких условиях еще больше усилится роль маркетинговой активности, а это тоже означает дополнительные расходы, часть из которых ляжет на плечи покупателя.

Еще одним следствием повышения среднего ценника жилья на первичном рынке старой Москвы может стать отток клиентов в область. «С учетом развития транспортной инфраструктуры, в первую очередь, открытия Московских центральных диаметров (МЦД), запланированного на начало следующего года, у Подмосковья есть серьезный потенциал вернуть себе покупателя, — считает Валерий Кочетков. — Если в области появятся проекты, не уступающие по концепции столичным, да еще рядом с МЦД, мы можем увидеть миграцию спроса в Подмосковье. Тем более что стоимость жилья недалеко от МКАДа ниже, чем в Москве, в среднем на четверть».



Комментарии 0
Задать вопрос
Наверх